Все мы привыкли к тому, что в качестве горючего для большинства двигателей внутреннего сгорания используются либо бензин, либо дизельное топливо. А задумывались ли вы хотя бы раз об особенностях этих нефтепродуктов? Чем, собственно, дизельное топливо отличается от бензина, и почему оно настолько популярно? 

 

Лучшее горючее для мощных моторов 

Самыми мощными являются именно дизельные двигатели. Не важно, где они используются — в генераторах, автомобилях, тепловозах, на океанских судах — моторы, работающие на дизельном топливе, отличаются высоким КПД. Коэффициент полезного действия (то есть эффективность самого топлива) бензиновых двигателей составляет примерно 30–35 %, тогда как дизельные моторы эффективны на 40–45 %, а особо мощные — на 50 %. Такой существенный (когда речь идёт о КПД двигателей, критичен каждый процент!) перевес эффективности основан именно на характеристиках дизельного топлива. 

Что же такое дизельное топливо? 

Solarol — так красиво по-немецки называлось первое дизельное топливо, полученное в процессе перегонки нефти ещё в 1857 году. По-русски это название звучит куда прозаичнее: горючее солнечное масло (именно так переводится немецкое слово) всем нам знакомо как солярка. Но к дизельному топливу относится не только эта полупрозрачная маслянистая жидкость янтарного оттенка — так называются все керосиново-газойлевые продукты нефтеперегонки. 

Примечательно, что дизельный двигатель был изобретён лишь спустя несколько десятилетий после появления солярки — патент на него выдан Рудольфу Дизелю только в 1892 году. 

Особенности дизельного топлива 

Наличие в составе дизельного топлива парафина, который на морозе застывает, затрудняет использование этого горючего при минусовых температурах. Без предварительного подогрева зимой застывший парафин просто забивает топливопровод. По этой причине дизельное топливо поставляется на рынок в нескольких разновидностях: 

  • летнее; 
  • зимнее; 
  • арктическое. 

Но последняя категория дизельного топлива актуальна только для северных регионов, где зимние температуры намного ниже, чем, скажем, в средней полосе России. 

Наглядно сравнить характеристики этих видов дизельного топлива поможет таблица: 

 

 

Летнее

Зимнее

Арктическое

Температура воспламенения

+55 °C

+55 °C

+25 °C

Плотность

<860 кг/м³

<840 кг/м³

<830 кг/м³

Температура застывания

–5 °C

–35 °C

–50 °C

 

Изменить характеристики дизельного топлива можно и самостоятельно, с помощью специальных присадок, однако пользоваться ими нужно с крайней осторожностью, строго следуя инструкциям производителя. 

Интересно, что самый лёгкий способ «превратить» летнее дизельное топливо в зимнее — добавить в него обычный керосин (по сути, арктическое дизельное топливо является тяжёлым керосином). Хотя не стоит злоупотреблять таким превращением: за счёт изменения состава смеси углеводородных фракций температура загустевания дизельного топлива изменяется несущественно, то есть керосин поможет отодвинуть её на пару градусов, но не больше. Чтобы обезопасить себя от неприятных неожиданностей, лучше приобретать зимнее дизельное топливо промышленного производства.